12 июля 2015 года – полгода, как всеми любимая русская Кармен умерла по-настоящему.
Зимним январским днем ушла из жизни оперная дива с необыкновенным голосом. Такие люди рождаются раз в сто лет, а может быть и реже, поэтому эта потеря – потеря для оперной сцены всего мира.
Многие российские телеканалы посвятили свои программы памяти великой певицы. Многие зрители, особенно молодое поколение, открыли эту женщина с новой для себя стороны. Ушел из жизни не только человек с великим голосом, но и с большим сердцем и великой душой. Певица – прекрасный рассказчик, умная, грамотная, тонкая женщина.
Кто-то не очень любит оперу, это не порок, кто-то не любит слушать интервью, когда человек только-только ушел из жизни, это сложно. Но тут начинаешь слушать и не можешь оторваться.
Какая же непростая и интересная была прожита жизнь. Жаль только, что предсказатели ошиблись в своих прогнозах, и эта великая женщина ушла из жизни гораздо раньше, чем ей пророчили. Она не успела сделать многое из того, о чем мечтала, особенно вне сцены, когда можно наконец посвятить себя семье, дому, родным.
Какой силой воли и характером надо обладать, чтобы, празднуя свой юбилей, уже забронировав место в одной из немецких клиник, зная диагноз и прогнозы, улыбаться друзьям, шутить, искренне интересоваться проблемами и делами тех, кто пришел поздравить. Хотя несложно догадаться, откуда такая сила духа в этом человеке. Ведь детство Елены Образцовой — это блокадный Ленинград. Да, маленькая девочка запомнила, конечно, не все ужасы того времени, но голод и ощущение близости смерти каждую минуту — это то, что забыть невозможно. И, как призналась сама певица, именно тогда она научилась не бояться смерти. А вот страх остаться без куска хлеба в прямом смысле этого слова сохранился на всю жизнь. Все, кто хоть однажды пережили голод, говорят об этом, все без исключения.
Слушаешь и думаешь, почему мы разучились ценить такие простые вещи, как просто мир и просто кусок хлеба? Неужели нужны новые войны, чтобы мы начали ценить то, что имеем? Страшно от такой мысли. Но то, что эта мысль появляется — уже хорошо. И что есть люди, которые могут напомнить нам об истинных ценностях в жизни.
Великий голос во времена «железного занавеса» давал одно преимущество. Можно было увидеть мир, в том числе и Испанию, гораздо раньше, чем потом это стало доступно туристам. Молодым сложно поверить, что были такие времена. Но они были.
И, как рассказывает актриса, умирать на сцене ей приходилось много раз. Такие были роли, такова судьба ее героинь. Но очень хорошо запомнилась «смерть» на испанской земле. Давали Кармен. На одной из оперных сцен Канарских островов. Это была чуть ли не премьера, чуть ли не первая ее партия «Кармен», по крайней мере, по интервью так показалось.
И когда главная героиня упала на землю и умерла, Елена почувствовала, что будто бы оторвалась от реальности. Она так глубоко вошла в роль, что увидела белый свет, о котором так часто рассказывают те, кто был на грани жизни и смерти или даже пережил клиническую смерть (об этом рассказывала и ее мама, которая чуть не умерла в родах), а гром аплодисментов показался ей шумом морской волны испанского моря. И на какое-то мгновение смерть на самом деле подошла совсем близко, может даже прикоснулась.
Можно ли было умереть по-настоящему тогда, в начале карьеры, играя роль Кармен на испанской земле? Если верить и ощущениям самой актрисы, и ее рассказу – да!
Она не скрывала того, что мечтает умереть раньше, чем закончит петь, но тогда, так рано этого точно не должно было случиться.
И в ее жизни могло произойти так, что проблема со зрением лишила бы актрису мечты – выходить на сцену до тех пор, пока она может петь, пока звучит голос, до последнего вздоха.
И здесь стоит снова сказать об Испании. Точнее, об испанских врачах. Ведь именно они спасли глаза этого прекрасного, великого человека, подарив миру еще множество спектаклей с участием Елены.
И вот она умерла не по роли. И Кармен уже не вырваться из холодных цепких объятий смерти.
Тысячи людей пришли проститься. Лучшие оперные голоса Испании высказали свои соболезнования. Они прекрасно понимают масштабы этой утраты для мировой оперной сцены.
Артистов принято провожать аплодисментами. Никто не знает, слышит ли их в это время душа и как, как аплодисменты, или именно, как шум морской волны. Этого человека и этот голос будут помнить. Эти роли будут снова играть. Жизнь продолжится. Так должно быть.
Но в памяти людей, в истории музыки такие люди не умирают. И Кармен еще много раз «выйдет» на сцену. Молодое поколение будет учиться жить и умирать на сцене так, как это делала Елена Образцова, по-настоящему.
«Прощай, моя любимая Кармен…»: так с Еленой Образцовой прощался Пласидо Доминго на своей интернет-странице. Испанский тенор и русская меццо-сопрано пели вместе. Дон Хосе и Кармен в опере Жоржа Бизе. Эта роль была одной из любимых для оперной певицы.
Еще в 1975 году ее признали лучшей Кармен в мире. Так что повторить будет очень непросто.
А может быть, и невозможно. Что не значит, что не надо и пытаться.
Увидеть Елену вне сцены в Испании можно в документальном фильме «Жизнь как коррида. Елена Образцова». Общение великой артистки с великими тореро. Елена и коррида. Ее отношение, ее слезы, ее впечатления.
Есть ли что-то общее у этих людей? У оперной дивы и тореро? На этот и на многие другие жизненные вопросы можно в этом фильме найти ответы.
Звуки испанской гитары фоном, как бы «за кадром», усиливают впечатление от увиденного и услышанного.
Елену Образцову похоронили на Новодевичьем кладбище. Верится, что свежие цветы от поклонников со всего мира тут будут всегда.