К такому выводу пришли испанские ученые и их европейские коллеги
Время идет, жизнь меняется, в нее входят новые технологии, но музыка по-прежнему остается с нами. Мы слушаем ее дома, в машине, на отдыхе, мы слушаем любимые мелодии в качестве звонка в телефоне, мы скачиваем композиции из интернета.
Молодые люди по-прежнему пытаются покорять девичьи сердца серенадами, а у кого уже со слухом и голосом совсем беда, хотя бы тремя аккордами на гитаре.
И что удивительно, так это то, что, казалось бы с приходом компьютера в нашу жизнь, с появлением просто потрясающих музыкальных инструментов с точки зрения технических возможностей, музыка становится все более примитивной. Это подтверждают испанские исследователи, к этому же мнению склоняются и другие европейские специалисты. Слава Богу, они в своих исследованиях до текстов еще не добрались, в том числе и до российских. Хотя зарубежные за счет особенностей языка тоже не все можно поэзией назвать. Но примитивность того, что слушает молодое поколение в своем большинстве в части текстов – налицо. Не зря же ни один уважающий себя пародист и сатирик не проходит мимо этой темы в своих концертах. Зал лежит от хохота, а потом все возвращаются домой и снова слушают то, над чем час назад хохотали. На цитаты даже время тратить не хочется. Не стоит отнимать хлеб у сатириков.
Впрочем, испанцы и не стали. Они занялись звуком.
Ученые потратили много часов на изучение огромного музыкального интернет-архива. Исследователей интересовали, прежде всего, поп-песни, записанные в период с 1955-го по 2010 год. Алгоритмы исследования были сложными, работа проделана большая и кропотливая.
Вывод такой: музыка с каждым годом становится громче по звучанию и проще по построению и мелодии, то есть примитивнее. Всем нам знакомое «туц-туц-туц», что так часто критикуют наши бабушки. И дело даже не в том, что давно уже одинокая гармонь не «бродит по улицам где-то».
Дело в том, что раньше из семи нот у сочинителей получался более сложный звук, как ни парадоксально это звучит. Вроде, нот все равно осталось семь, а песни все проще, и проще.
Может, поэтому они так часто похожи друг на друга? А если в песне звук все-таки первичен, возможно примитивность текстов определяется примитивностью звука? Хотя вряд ли. Все-таки песни, которые по звучанию нам нравятся, пока не вслушался в слова, существуют. Выходит, текстовики в плане примитивизации обошли уже музыкантов. Но звук — явление интернациональное, поэтому именно его изучить было правильнее всего.
Исследователи обнаружили также, что палитра тембров, используемая в поп-песнях, становилась все беднее (одна и та же нота, сыгранная с одинаковой громкостью на гитаре и, скажем, пианино, может иметь разный тембр). То есть авторы современной поп-музыки используют «урезанный» набор звуков. Что современный звук громковат согласны все уже давно, но доказали это в цифрах впервые. Кто-то возразит, мол, сделайте потише и все. А, когда «потише», то песня вообще никак не воспринимается, так уж она построена. А молодежь уже основательно испотрила себе слух «туц-туцом» в наушниках (ходить постоянно в них нельзя!), слушая музыку и дома, и в дороге, и везде. Тут уж хочешь, не хочешь — врубай громче каждый раз. Типичный ответ на вопрос «почему не отозвался, не взял трубку, не открыл дверь» и т.д такой: «А у меня наушники! Я не слышу». Ничего, кроме музыки. Видимо, громкой, раз никак не достучаться.
Кстати, плагиата с каждым годом все больше. Точнее, обвинений в плагиате. Один молодой автор обвиняет другого, а потом на деле оказывается, что оба перекроили уже давно известный миру хит. Ученые, кстати, не отрицают, что этот метод работает. Сейчас, в век компьютерных программ, творить музыку можно вообще не зная ни одной ноты. Какую – это уже второй вопрос.
Они даже совет дают. Мол, если творческие силы иссякли, возьмите какую-то лучшую мелодию прошлых лет, упростите ее, убрав несколько «фрагментов» и запишите на максимальной громкости. Будет современный вариант, правда, вряд ли лучше оригинала, но в духе времени. Правда, авторство себе присваивать в таком случае – грех, да и автору такая деятельность вряд ли бы понравилась. Что, собственно не значит, что не существует гениальных аранжировок всемирно известных композиций в современной обработке, в том числе и классики. Конечно, существуют, но это штучное явление, так сказать, эксклюзив. А изучалось то, что слушают массы в большинстве своем. Испанцы даже пошутили и предложили, так сказать, свой «метод» «ветеранам сцены», типа Rolling Stones. Мол, не обязательно трудится над новым хитом, если можно упростить старый.
Шутки то шутками, но не говорят ли эти выводы о том, что деградирует, прежде всего, не музыка, а сам человек? В общей массе своей. Ну, если один такое пишет, а еще десяток с удовольствием слушает?
Но пока есть люди, кому интересно все это исследовать, во всем разобраться и донести свои выводы до других – то явно не все еще потеряно.
Интересно, участвовали ли в исследовании хиты знаменитого испанца Хулио Иглесиаса? Разведка об этом умалчивает. Тут интересно было бы сравнить песни в начале его творческого пути и нынешние. Вроде бы признаков того, что музыка стала слишком примитивной – нет, хотя старые хиты, чудо как хороши!