— Вы работали в «На-на» у Бари Алибасова с самого начала и наверняка видели все этапы становление российского шоу-бизнеса…
— Я не только видел, но и участвовал во всем этом. Хорошо помню появление первых кооперативов и частных предприятий. Я как раз в 1988 году вернулся из армии, и у меня появилась по тем временам замечательная возможность устроиться в кооперативное кафе. Это был один из первых гриль-баров на Курском вокзале и вообще в Москве. Там можно было работать сутки, а трое отдыхать. То есть я мог заниматься музыкой. Правда, продержался я там недолго, всего 3 месяца, потому что понял: торговля — это не мое. Я должен был получать товар, этих куриц, заряжать их в аппарат и продавать. Не я один, конечно, этим занимался, была бригада. Но не мое.
— А в советские времена не приходилось заниматься т.н. фарцовкой?
— Конечно, приходилось. Я учился в торговой мореходке в Таллине, и мы, курсанты, приторговывали, то есть занимались фарцовкой. Сейчас это считается легальным бизнесом. А тогда — подсудное дело. Привозили моряки-поляки джинсы, мы их скупали рублей по 60, а продавали по 120. Также и другие модные штучки продавали прямо в Таллине. Таким образом, нам хватало средств, чтобы вести небедную курсантскую жизнь. Но вырученные от фарцовки средства, как правило, в основном оставались в таллинских кабаках. Я помню, «впарили» одной девочке джинсы размера на 4 больше. Что только мы ей ни говорили — что это модно, бананы — это такой стиль, сейчас так носят. Она, бедная, отвечала, что джинсы на ней плохо сидят. А мы — так надо. Убедили. Даже сделали скидку 10 рублей.
— В связи с вашим неординарным маркетингом с милицией конфликтов не случалось?
— С милицией? Нет. С милицией никаких контактов не было.
— А валютой не торговали?
— Валютой в то время занимались серьезные люди, у нас валюты не было. Во всех портовых городах были магазины, «Альбатрос» назывались. И на боны, которые выдавались курсантам, там можно было купить какие-то вещи, которые невозможно достать в простом магазине. Вот этими бонами приторговывали, но не так уж много их было, и серьезно этим мы не увлекались. Сейчас мои тогдашние коллеги стали крупными бизнесменами в Эстонии. Сам же я по натуре не бизнесмен.
— С «На-На» еще недавно вы «покоряли» американский шоу-бизнес и теперь можете сравнить его с российским. Похож ли российский шоу-бизнес на американский?
— Да, похож. Есть структуры, которые занимаются организационными проблемами, а исполнитель — своими обязанностями. Советские филармонии я застал перед их реорганизацией, проработал полгода. А дальше настали т.н. перестроечные времена, когда появились какие-то непонятные фирмы. Это сейчас бардак заканчивается, и начинают работать государственные, а не только частные структуры. А с группой «На-На» какое-то время мы действительно пожили в Америке и окунулись в американский шоу-бизнес. Могу сказать, что на самом деле это не простая структура. Есть исполнитель или группа исполнителей, на которую работают продюсеры, менеджеры, пиарщики, креативщики, которые создают имидж исполнителя. Все работают на выпуск конечного интеллектуального продукта. Эта группа людей может работать годами или разово, над одной песней. Раньше у нас исполнитель сам всем этим занимался, и до сих пор есть певцы, которые сами все делают, но им тяжело. Потому что появились крупные компании, такие как «РИАЛ-рекордс», «АРС», «ОРТ-Рекордс», и там все делается, как в Америке. Также появились крепкие продюсеры. В начале девяностых их было мало — Алибасов, Айзеншпис.
— А Алла Борисовна как работает?
— Ну, это отдельная история. Она сама себя создавала, была себе и продюсером и режиссером, менеджером и исполнителем. У нее были только администраторы, которые помогали ей, а весь процесс она организовывала сама. На данный момент так работает Филипп Киркоров, который тоже всем занимается сам. И я понимаю, как это тяжело — быть в курсе всех событий, делать одновременно и мюзикл, и свою программу, и передачу.
— Однако поставленный в России Киркоровым американский мюзикл провалился. Неужели нельзя было сделать русский?
— Это уже чисто вкусовые дела. А вот французский «Нотр-дам» пошел. Французское у нас все лучше принимают, поскольку Франция нам исторически ближе. И Италия.
— Профсоюза работников эстрады нет. Насколько защищен исполнитель от произвола продюсера?
— Ничего не могу сказать об этом, но поверьте, ни один контракт не сможет удержать людей, если они не хотят работать вместе. Бумажные отношения в России еще не всегда срабатывают. С Алибасовым у нас вообще никаких договоров или контрактов не было в течение 5 лет. Вот как я пришел в 1992 году в группу попробовать себя в качестве исполнителя, который на концертах группы «На-На» в перерывах, пока ребята переодеваются, должен петь 2-3 песни, так я там и остался без всяких договоров. В то время существовало 2 состава группы. Я был в составе с Левкиным, Политовым, Жеребкиным. Основной состав ездил за границу, снимался на телевидении. И был другой состав, который точно так же ездил по провинции. Два состава просуществовало около года, а потом осталось четыре человека. Помните, несколько команд «Ласкового мая» гастролировали? Так вот это было неофициально. А у нас сначала это было официально.
— И как же вы были оформлены — по ведомости зарплату получали?
— Ну, вы прямо как из налоговой пришли. Оформлен я был и получал зарплату в Молодежном театре, от которого юридически до сих пор и работает группа «На-На». Я ушел из группы и теперь артист Росконцерта. И все расчеты ведутся через эту организацию.
— А кто в вашу сольную карьеру сейчас вкладывает средства?
— Я сам. Квартиру продал, вот и раскручиваюсь. А продюсеры делают только творческую и имиджевую работу. То, что они должны делать. Ушел я из группы в марте этого года и в настоящее время пишу сольный альбом. У меня нет задачи быстренько слепить его. Необходимо сначала сделать хорошую концертную программу.
— Как вы вообще относитесь к развитию малого и среднего бизнеса в России?
— Я считаю, что развитие малого и среднего бизнеса в России необходимо. Из практики всего цивилизованного мира следует, что если есть средний класс, тогда народ живет хорошо, и все нормально себя чувствуют. И плохо там, где есть кучка богатых людей среди подавляющего большинства бедных. Но поверьте, в каком-то плане и Америке далеко до нас. Где еще могут так быстро подняться предприниматели? И мозгами американцам далеко до нас. Наши люди могут придумать какие-то такие схемы и структуры, не становясь при этом «остапами бендерами», делая все довольно честно.
— А как же аферисты из различных пирамид?
— Я сейчас говорю не об аферистах, а авантюристах в хорошем смысле этого слова. Есть и нечестные люди, которые пользуются несовершенством законодательной системы. Но все-таки хочется заметить, что азарт наших людей неискореним.
— Ваши пожелания бизнесменам?
— Мне кажется, что сейчас не очень легкие времена для представителей среднего, а особенно малого бизнеса. Я сужу по своим товарищам-предпринимателям. Кто обувью торгует, кто продуктами, а у кого пекарня своя, частная. Аренда стала дороже, и условия ужесточаются. Расходный бизнес дорожает с каждым днем. Я желаю им и всем нам пережить эту непростую ситуацию, потому что она временная. И, на мой взгляд, Московское правительство делает правильно, когда убирает ларьки с их неприглядным видом. Когда появляются цивилизованные центры торговли, то это совсем другое дело. Ко мне недавно приезжали американцы в гости, так они просто «обалдели» от Москвы. Город просто расцвел, и за него не стыдно. Надо просто пережить какие-то временные трудности… и платить налоги!
Вела беседу Наталья ЗАРУЦКАЯ.
газета «Бизнес для всех», декабрь 2003