Все помнят, как в Сочи состоялось торжественное открытие Олимпийских игр. А перед трансляцией церемонии телеканал «Россия» показал лучший российский фильм года «Легенда № 17». Этот же фильм был показан и молодым хоккеистам в Олимпийской деревне. Картина заслуживает того, чтобы ее увидеть.
Но какое отношение легенда русского хоккея имеет к Испании?
Молодое поколение, даже спортивное, все равно может и не дать ответа на этот вопрос, потому что это уже молодое поколение, у них другие кумиры. А кумиры прошлого для них — легенды. Лучше названия для фильма и не придумать. Многие, кстати, полагают, что фильм не о спорте, а о людях и преодолении. Трудно не согласиться.
И первые же кадры картины, когда еще идут титры, сразу переносят нас в Испанию! В 1956 год.
На испанской улице праздник, фиеста и знаменитые на весь мир бега с быками. Мужчины в белых рубашках с красными платками на шеях, зрители, собравшиеся на балконах своих домов. И среди этих зрителей маленький Валера Харламов, будущая звезда советского хоккея.
Как он оказался в те годы в Испании? Все просто. Может быть, если бы не Испания, то и самого Валеры на свете никогда бы не было! Ведь его мама — испанка, просто не все знают об этом. Ее полное имя Кармен Ориве-Абад, для семьи Бегония.
Она еще ребенком попала в СССР. Тогда, в 1937 году, когда Испания была охвачена гражданской войной, у нас было много испанских беженцев, многие так и остались жить в стране. Вернуться на родину у них появилась возможность в 1956 году. Кто-то уехал совсем, кто-то поехал повидать родных. Вот так маленький Валера и оказался на том празднике и том балконе. Конечно, режиссеры имеют полное право менять какие-то детали, но сам факт проживания в Испании и даже обучения в местной школе в биографии хоккеиста имеется.
И первые же сцены фильма — очень эмоционально сильные.
Толпа бежит от быков, а где-то на дороге, в пыли, не ведая об опасности, сидит маленький щенок обычной дворняги. Его щенячья жизнь только началась, и вряд ли он знает, что такое бегущая толпа людей и стадо быков. И Валера ринулся спасать щенка. Один бык совершенно выходит из себя и начинает крушить все вокруг. Маленький мальчик с собакой на руках и огромный бык. Они смотрят в глаза друг другу. Это мгновение пройдет потом через всю картину.
На помощь приходит дядя. Рискуя собой, он обуздывает нрав быка. И говорит великие слова о том, что человеку самому решать, маленький он или большой, что он может, а что нет, и когда находишь то, что на самом деле нравится и что любишь, то удивляешься, что ты на самом деле можешь. И повязывает ребенку красную косынку со своей шеи. И в этом алом платке мы видим уже взрослого Валеру на хоккейной площадке. Он нашел, что искал и верит в свой талисман.
Прекрасно показанные образы — главного героя, великого тренера Анатолия Тарасова, членов команды, всех, кто был рядом. Всех, кто боролся, преодолевал. И боль, в том числе. И линия любви в картине, конечно же, есть. И упоминание об Испании то там, то здесь всплывает в кадре, то Валеру назовут испанцем, то песня зазвучит на испанском. А еще на главном матче своей жизни, на легендарной игре с Канадой, про которую не утихают разговоры до сих пор, когда казалось, что матч уже проигран, в памяти главного героя всплывают те самые испанские разъяренные быки и звучит музыка Испании. «Надо взять быка за рога и выкинуть его с площади!» Так сказал ему спаситель в детстве. И дело-то только в том, чтобы взять быка за рога. Та победа советской сборной над непобедимыми канадцами вошла в историю мирового хоккея навсегда. И получается, что косвенным образом испанцы к ней причастны. Те самые испанцы, у которых весьма смутное представление о том, что такое хоккей на льду. Ведь может быть, именно горячая испанская кровь и какие-то воспоминания детства оказали влияние на формирование бойцовских качеств великого хоккеиста, его характера.
Актерская работа всех — просто замечательная. Смотрится фильм буквально на одном дыхании. Очень интересен образ Анатолия Тарасова, особенно в контексте того, в какие непростые времена он проявлял свой характер. А его дочка, Татьяна Анатольевна Тарасова, воспитала немало чемпионов.
Жаль, очень жаль, что Валерия Харламова с нами уже нет. Он был бы почетным зрителем, главным болельщиком. Но он наверняка видел откуда-то сверху, как великий наш вратарь, стоявший в воротах в том легендарном матче, наша «легенда №20», зажег олимпийское пламя. А может даже незримо шел рядом и охранял этот огонь… В жизни много всего мистического.
Вот перед полетом в космос наши космонавты по традиции смотрят «Белое солнце пустыни», так уж повелось, на удачу. Может, именно таким фильмом теперь станет «Легенда»? И будут его смотреть всей командой перед ответственными стартами? А сколько их еще будет, этих стартов!