Коррида в Испании снова повсеместно, без запретов?
Коррида и Испания — понятия неразделимые, хотя бои с быками проводят и в странах Южной Америки, в Мексике, например. Все равно, мы говорим «коррида» и подразумеваем Испанию.
В последние годы из-за этой испанской традиции возникло очень много споров. Дело закончилось тем, что на Канарах и в Каталонии корриду вообще запретили. Что несказанно обрадовало борцов за права животных и огорчило многочисленных туристов. В Испании, вроде как просто обязательно надо увидеть корриду и настоящее Фламенко. И то и другое, кстати, подарила стране Андалусия.
Но туристам, да и самим испанцам, хочется иметь возможность видеть эти два незабываемых зрелища там, где они отдыхают или живут.
Разногласий было на самом деле много. Даже туристы, которые, казалось бы заинтересованы в том, чтобы ознакомиться с испанской историeй и традициями в полной мере разделились во мнении. Ведь бык страдает и получает ранения совершенно по-настоящему, а отважный тореро рискует при этом собой тоже не понарошку.
И сколько и быков, и тореро пало на этом поле битвы за всю историю корриды. И среди зрителей и то пострадавшие бывали, бык — животное очень сильное.
Но суть в том, что человек идет на бой, да и на трибуны, осознанно, а быка, как бы никто о его намерениях не спрашивает, ставят перед фактом и обстоятельствами.
Поэтому у защитников прав животных есть весьма веские аргументы.
И им удалось добиться отмены корриды сначала на Канарах, а затем, в 2010 году в Каталонии.
Но страсти при этом не утихли. И вот на днях Парламент принял закон о том, что коррида отныне будет включена в список культурного наследия Испании. А это уже серьезно. Как восприняли это ее противники — можно представить.
Кто-то скажет, людоедство в каком-то там племени с доисторических времен было традицией, что же, теперь разрешить, как наследие? Мало у кого, что и когда было принято.
Но это, так сказать, крайняя позиция.
Испанцы в большинстве своем привыкли, что коррида — часть их жизни, их культуры. Может быть однажды наука достигнет таких высот, что создаст роботов-быков, которых будет уже не отличить от живых и все, наконец, успокоятся и будут довольны. Правда роботы такого уровня сложности могут оказаться непобедимыми.
Пока же страсти накаляются. Теперь, согласно новому закону, местные власти уже не могут запретить корриду на своей территории. О том, что защитники животных угомонятся речи не идет. Быкам сочувствуют даже туристы, сознательно купившие билет на шоу, а значит не входящие в партии защиты братьев наших меньших, что же тогда говорить об истинных фанатах своего дела.
Этот бой точно еще не окончен. Что думают по этому поводу власти? Да, вот, приняли очередное решение. А сам Хуан-Карлос еще в свою бытность монархом говорил о том, что день, когда Брюссель введет запрет на корриду будет последним днем Испании в ЕС.
Кстати, изначально с быком боролся не пеший тореро, а рыцарь на коне, всадник. Такое положение вещей защитникам животных не понравилось бы вдвойне.
Но переход на пеший вариант был связан в те далекие времена (18 век) с защитой животных лишь отчасти, как имущества. Филипп V, король Испании французских кровей, был о корриде иного мнения, нежели нынешний монарх, поэтому коррида в его эпоху стала развлечением для низших сословий, для народа. А рисковать единственной лошадью в доме простой человек вряд ли станет. Плюс далеко не в каждом доме вообще была своя верховая лошадь. Это основной транспорт того времени, риск не оправдан.
И это были не первые притеснения традиции. Еще в Средние века корриду тоже пытались запретить под угрозой отлучения от церкви.
И кто скажет теперь, что история не цикличный процесс? Причины, предпосылки, аргументы разные, но чередование «за» и «против» постоянно.
И ведь на бой с быком способны не только мужчины. Но и прекрасные дамы, правда на этом поприще сильной половине человечества удалось отстоять свои права и доказать, что это не женское дело. Но Кристине Санчес, прекрасной испанке, удалось достичь такого уровня мастерства, чтобы навечно вписать свое имя в историю корриды.
Кстати, в Испании матадоры практически также знамениты и богаты как футболисты. К примеру, Эль Хули (Хулиан Лопес Эскобар), прочно входящий по мнению специалистов в десятку лучших тореро, за вечер получает 270 000 евро. Правда и риск повыше, чем на футбольном поле, и ты один игрок, не считая быка, рассчитываешь только на себя.
Как жена смотрит на то, как молодой супруг-красавчик каждый раз рискует жизнью — трудно себе представить. Тут на ее месте и правда скажешь «Не за какие деньги!». Два очаровательных сына-близнеца еще малы (родились в 2011 году), чтобы смотреть как папа работает, а папе нужно теперь беречь себя особенно, есть ради кого. Но это его выбор, его работа.
Еще в десятку лучших в Испании занесены такие имена как: Ривера Ордоньес, Энрике Понсе, Мануэль Бенитез Перез и, что интересно, парень родом из Харьковской области с более легко запоминаемой для нас фамилией Роман Карпухин, который вообще изначально начинал как танцор бальных танцев, пока судьба не занесла его в Испанию. Что ж, грация, пластика, координация движения — не лишние качества на арене с быком.
А что думают о корриде и сложившейся ситуации просто люди, в частности туристы в общей массе своей?
Большинство склоняются к мнению, что увидеть это зрелище стоит, для того,чтобы проникнуться историческим духом Испании. Но, если человек начинает ходить на шоу постоянно и все чаще и чаще — это, безусловно, патология, говорящая о каком-то скрытом садизме. И защитников животных тоже ведь можно понять, когда видишь одни только фото поверженных быков в последние минуты их жизни.
Поэтому, мнение большинства современных людей также сводится к тому, что не стоит показывать корриду детям, и даже подросткам. Нынешнее поколение подростков и так достаточно жестоко, а коррида — зрелище жесткое.
Ну а взрослым решать самим, хотят они это видеть или нет. Есть люди, которые просто не могут на такое смотреть вне зависимости от их отношения к традиции как таковой, они не против корриды, как явления, но на нее ни за что не пойдут, так как уверены, что такой стресс не для их нервной системы.
Так что тут очень много разных позиций, не только диаметрально противоположных, но и промежуточных.
Но Коррида — это часть самой Испании. И с этим очень трудно спорить.
Так что у каталонцев и жителей Канар снова появился шанс увидеть корриду на своей земле.
Ну и у туристов, понятно, тоже.
Хорошо это или плохо? Об этом спорить будут еще очень долго, может быть даже не годами, а столетиями. Меняются времена, меняются люди, меняются монархи, меняется отношение и законы тоже меняются.
Так что Корриду в Испании всегда будут сопровождать страсти. Страсть тех, кто на поле битвы, страсть тех, кто на трибунах, страсть тех, кто яростно борется за отмену этой традиции и их оппонентов. Такова уж эта коррида, с этого года — культурное наследие страны.
Быть ему или не быть, но лучшие художники, кинематографисты, литераторы всегда будут корриду писать, снимать, о ней рассказывать. Впечатления формировались веками и они очень сильные. В своих воспоминаниях об Испании Елена Образцова с трудом подобрала слова, описывающие свои чувства от корриды. Были и слезы, и желание уйти из зала и при этом невозможность оторваться от зрелища, эмоции были настолько мощные, что артистка, очень сильная и много вытерпевшая на своем веку женщина думала, что сердце не выдержит. Переживать такое или нет — каждый решает сам. Кто-то начнет с просмотра фильма «Кровь и песок» прежде, чем покупать билет на корриду.
Но Коррида и Испания навсегда вместе, станет ли это зрелище когда-то лишь историей или нет.
И Бык — он же символ Испании! Он красуется на ее флаге. Наверное, не случайно. И против самого изображения этого животного нет никаких борцов.